Автомобильный амортизатор является важнейшим звеном подвески. Без него постоянная раскачка кузова из-за неконтролируемых колебаний пружин делала бы передвижение невозможным.
Исторически сложилось так, что вначале были разработаны пружины, а уже позже сам амортизатор.Оказывается, что на современных автомобилях пружины не могут работать без амортизаторов. Ведь пружина работает лишь на сжатие, а при растяжении она не влияет на вертикальные перемещения. Амортизатор является демпфирующим компонентом, который гасит чрезмерные колебания пружин и обеспечивает, таким образом, контакт колеса с дорогой.

Какой амортизатор лучше: масляный или газо-масляный?

Пожалуй, такая постановка вопроса вряд ли будет уместной. Бывают дороги с разным качеством покрытия, различная манера поведения за рулем у разных водителей. В зависимости от своих привычек, от требований к комфорту в езде, каждый водитель может выбрать для своего автомобиля нужный тип амортизаторов. То есть, на выбор влияют такие факторы, как 1) тип автомобиля – он во многом подразумевает, в каких условиях будет эксплуатироваться, например, внедорожник или спортивный автомобиль; 2) Стиль вождения водителя; 3) Качество дорожного полотна в тех местах, где будет ездить автомобиль.

Типы автомобильных амортизаторов

Масляные амортизаторы применяются в условиях, когда дорожное покрытие неважного качества или вовсе отсутствует. Здесь нет места высоким скоростям. Идеально подходят для тех, кто живет за городом или часто туда выезжает. 
Однотрубные амортизаторы имеют наибольшую жесткость и применяются для скоростного и маневренного вождения в условиях идеального дорожного полотна. Вообще, идеальных газовых амортизаторов, в том смысле, чтобы не применялась гидравлическая жидкость, не существует. Так обычно называют однотрубный газовый амортизатор. Здесь тоже применяется масло, но оно не контактирует с газом. Особенностью его конструкции является то, что рабочей камерой является корпус, который разделен на 2 полости поршнем-поплавком. В нижнюю часть под большим давлением закачивается азот. В верхнюю часть заливается масло, в котором перемещается поршень. Через шток движение в вертикальном направлении передается от колеса.
Газо-масляные амортизаторы – это те же газовые амортизаторы, но имеющие двухтрубную конструкцию. Их применение желательно приблизительно в такой пропорции: 20% загородная езда, 80% езда по городу. При такой схеме работы будет достигнута наибольшая долговечность.

двухтрубный амортизатор

Масляные амортизаторы
Масляные амортизаторы установлены более, чем на 20% легковых автомобилей. Они имеют элементарное строение: в вертикальном цилиндре, заполненном маслом, перемещается поршень. В поршне имеются сквозные отверстия. При воздействии неровностей дороги поршень перемещается, передает свою энергию маслу, сжимая его. В результате этого воздействия масло через отверстия течет из одной полости в другую. За счет вязкости рабочей среды этот процесс происходит медленно и гасит колебания пружины. Скорость перетекания масла различна: при движении штока вверх – она больше, при движении вниз – меньше. Так происходит из-за разного диаметра отверстий перепускных клапанов.
Преимущества масляных амортизаторов:
  • более простая конструкция, более компактная
  • цена на 20 и более процентов ниже
  • может быть произведен ремонт и восстановление
  • обеспечивают хорошую работу подвески за городом и в условиях бездорожья
Недостатки:
  • не обеспечивается маневренность на высоких скоростях из-за раскачивания кузова и кренов
  • происходит нагрев и закипание масла при езде, особенно летом 
  • при перегреве ухудшаются эксплуатационные характеристики рабочей жидкости
  • при разгерметизации теряются рабочие свойства, и требуется ремонт или замена.

типы амортизаторов в разрезе

Газомасляные (газовые) амортизаторы

Как уже отмечалось выше, в подвеске авто чисто газовых, то есть без участия гидравлической жидкости, амортизаторов не бывает. Поскольку сначала появились масляные амортизаторы, проводилась работа по их усовершенствованию. Вследствие того, что масло в амортизаторе является телом, практически несжимаемым, работа этого узла зависит от работы перепускных клапанов.
 Чтобы расширить рабочие свойства и получить возможность регулировать их, придумали эту «газовую подушку». Ведь газы, в отличие от жидкостей, при сжатии ведут себя по-другому, и это свойство помогло получить новую конструкцию, с более интересными характеристиками.
Получается такая картина: имеется полость, в которой находится масло, внутри перемещается шток с цилиндром. К этой системе присоединена отдельная камера, в которую закачали газ. Обычно это азот. Принцип работы газо-масляного амортизатора заключается в том, что когда шток перемещается вниз, газ сжимается, а при снятии нагрузки давление газа помогает штоку вернуться в первоначальное положение. 
Таким образом, появляется возможность за счет газовой камеры изменять свойства амортизатора, в зависимости от дорожных условий. Например, если на дороге будут неровности типа «стиральная доска», амортизатор будет работать мягко, а с увеличением амплитуды колебаний его жесткость резко возрастает.
Газо-масляные амортизаторы тоже подвергнуты перегреву, но гораздо в меньшей степени из-за применяющегося азота. Цена их несколько выше масляных, а долговечность тоже выше, ресурс может доходить до 80 тысяч км.
Заключение
В статье произведен обзор типов амортизаторов, применяющихся в современных автомобилях, их свойств и рекомендации по применению. Но всегда нужно помнить, что любой производитель автомобиля имеет огромный опыт по расчетам элементов подвески при конструировании. Поэтому лучше всего выбрать тот тип амортизатора, который рекомендует производитель для данного автомобиля.